1 Общая характеристика ситуации на начало реализации мероприятий

 

Сегодня часто говорится о том, что школа должна не столько учить, сколько воспитывать человека. Однако, как показал проведенный нами в июне – июле 2012 года опрос школьников и педагогов в Летней проектной школе «Эврика», а также изучение системы работы ряда школ г. Кирова, используемые формы воспитательной работы не слишком разнообразны, сами учащиеся мало задействованы в планировании и организации воспитательной деятельности школы.

В итоге возникает ситуация, когда воспитательная функция школой декларируется, но исполняется формально.

Пассивные формы (лекция, беседа и т.п.), организованные взрослыми – педагогами, врачами, представителями МВД, – дают невысокий эффект, хотя и применяются чаще всего.

Значительно реже используются активные формы воспитательной работы, в которых сами дети выступают в качестве авторов и передатчиков информации, поскольку это трудоемко, требует больших затрат времени и способностей педагога. Особенно трудным, как показывает наш собственный практический опыт, является постановка спектаклей и агитбригад.

Последняя форма агитационно-воспитательной работы и является объектом нашего проектирования, поскольку мало кто из учителей имеет специальную теоретическую и практическую подготовку в этом направлении. Чаще всего школьные постановщики агитбригад берут всё из собственного студенческого опыта.

В настоящее время, безусловно, в сети Интернет можно найти тысячи сценариев по тысячам разных тем, можно использовать их, в том числе, и при организации работы школьной агитбригады. Однако в данном случае деятельность самих школьников снова останется пассивной, они будут играть роль только исполнителей, но не авторов сценария, не проживут те моменты все вместе и вместе с учителем, которые и приносят наибольший воспитательный эффект – моменты творчества в атмосфере взаимопонимания и уважения.

Современная школьная агитбригада, по нашему мнению, может сыграть существенную роль в воспитательной деятельности школы:

-           по профилактике социально опасных форм поведения подростков, например, за счет правового просвещения;

-           по пропаганде здорового образа жизни и профилактике распространения вредных привычек;

-           по вопросам просвещения школьников и их родителей в области безопасности жизнедеятельности, в том числе по подготовке их к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев и оказанию первой помощи;

-           по вопросам формирования и развития культуры межнационального общения и так далее.

Если в школе будет действовать не одна, а несколько агитбригад по разным направлениям, то значительно большее число учащихся будет вовлечено в активную деятельность. Школьники станут не просто слушателями, посещающими организованные кем-то мероприятия. Они сами смогут проявить свои актерские, поэтические, музыкальные, организаторские способности, будут вовлечены в интересную и систематическую деятельность, в результате чего, безусловно, повысится качество и эффективность воспитательной работы в школе.

 

2 Цель и задачи проекта

 

Многолетний опыт проведения Летней проектной школы на базе загородных оздоровительных лагерей показывает, что большинство детей испытывают страх перед выступлением на сцене, большинство из них никогда не выступали публично перед большой аудиторией, не пробовали сочинять стихи или песенки, потому что в школе этого никто не просил сделать. В то же время, оказавшись в атмосфере творчества, эти дети смогли проявить свои способности, преодолеть свой страх и добиться значимого для них результата – уверенности в собственных силах и готовности участвовать в активной деятельности и в дальнейшем.

С другой стороны, можно отметить, что и многие педагоги в настоящее время предпочитают использовать готовые сценарии, кем-то сочиненные тексты или даже приглашают для проведения разных мероприятий целые команды лекторов, организаторов, аниматоров. Одни из них ссылаются на большую занятость, другие – на неумение организовать коллективную творческую деятельность. Такой подход, по нашему мнению, в очередной раз снижает активность детей и убивает их желание делать самим что-то важное и ценное для других, веру в то, что можно самому изменить свою жизнь. Это, безусловно, негативно скажется в дальнейшем, и на состоянии нашего общества.

Таким образом, можно выделить очевидную проблему: недостаточное использование школами в своей деятельности потенциала таких творческих объединений, как школьная агитбригада, под руководством подготовленного педагога, препятствует раскрытию творческих способностей школьников, вовлечению их в общественно значимую активную деятельность, снижает эффективность воспитательной работы по профилактике негативных социальных явлений и пропаганде положительного образа жизни и поведения.

Именно для решения данной проблемы Институтом проектирования инновационных моделей образования и разработан проект «Школа современной агитбригады».

Реализация проекта нацелена на то, чтобы:

возродить систему школьных агитбригад как эффективного средства организации воспитательной работы по профилактике негативных социальных явлений и пропаганде положительного образа жизни и поведения школьников.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта «Школа современной агитбригады» необходимо решить следующие задачи:

1)     с помощью метода погружения донести до всех участников проекта теоретические сведения о правилах работы агитбригады, о технологиях и приемах эффективного выступления;

2)     закрепить полученные знания на практике в ходе разработки и презентации выступлений не менее 10 школьных агитбригад по 10 различным темам;

3)     организовать распространение идеи возрождения системы школьных агитбригад через выступления агитбригад – участников проекта – в своих и в близкорасположенных школах муниципалитета, а также через публикацию сценариев, разработанных участниками проекта;

4)     оценить результативность реализации проекта в краткосрочной и отсроченной перспективе.

 

 

3 Описание мероприятий, этапы и сроки реализации Проекта

 

 

 

Этап

Мероприятие

Срок

Количественные характеристики

Подготови-тельный

1

Заключение договора с детским загородным оздоровительным лагерем, бронирование мест

до 1 декабря

Численность мест – 120 (с учетом руководителей и волонтеров)

2

Организация работы со школами Кировской области по привлечению в Проект школьных команд, формирование списка участников Проекта

до 1 декабря

Не менее 10 школ, не менее 100 человек

3

Работа с руководителями школьных команд, подготовка материалов для реализации Проекта

до 15 декабря

Проведены консультации с 10 руководителями школьных команд

4

Создание странички Проекта на сайте ИПИМО

до 20 декабря

 

5

Приобретение расходных материалов, атрибутики

до 20 декабря

120 футболок, канцтовары

Основной

1

Заезд участников, начало работы Школы современной агитбригады

3 января

 

2

Реализация Программы Школы современной агитбригады: проведение тренингов, мастер-классов, обучающих семинаров

3 – 9 января

ежедневно

3

Организация выступлений каждой агитбригады

3 – 9 января

ежедневно

4

Сбор информации о ходе выполнения Проекта и обновление информации на Интернет-странице Проекта

3 – 9 января

ежедневно

5

Организация оздоровительной и развлекательной программы для участников проекта

3 – 9 января

ежедневно

6

Проведение рефлексивных диалогов по итогам дня

3 – 9 января

не менее 3-х раз

7

Отъезд участников, окончание работы Школы современной агитбригады

9 января

 

Заключи-тельный

1

Работа с руководством школ муниципальных районов по организации выступлений агитбригад

до 20 января

 

2

Выступление агитбригад в школах муниципального района

январь – март

Не менее 1000 зрителей

3

Подготовка и публикация сборника сценариев и материалов к выступлениям, разработанных участниками проекта

до 15 февраля

Предполагаемый тираж – 650 экз.

4

Рассылка опубликованного сборника в школы Кировской области

до 1 марта

 

5

Обобщение информации по итогам реализации Проекта

февраль – март